Сис способы выражения простого глагольного сказуемого. Формы и способы выражения пгс Что такое сгс в русском языке

Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) - в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). - Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). - Он был болен два месяца (СИС).

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Например: Я начал петь ; Я хочу петь ; Я боюсь петь .

Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

    Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

    Cр.: я начал - что делать?; я хочу - что делать?.

    Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив - второстепенный член предложения.

    Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть .

    Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

    Ср.:
    1. Я хочу петь . Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я , петь буду - я ).
    2. Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я , петь будет - она ).

Значения вспомогательного глагола

Значение Типичные глаголы и фразеологизмы Примеры
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия) Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
Он бросил курить .
Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

Я умею петь .
Я хочу петь .
Я боюсь петь .
Я люблю петь .
Я стыжусь петь .
Я рассчитываю спеть эту арию.

План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.

Образец разбора

Старик опять пустился жевать .

Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

система СГС это:

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011 .

Русский язык 8 класс 6 неделя Типы сказуемого и способы его выражения.

Глядеть что такое система СГС в других словарях:

система СГС - Темы нефтегазовая индустрия EN centimeter gram second system … Справочник технического переводчика.

МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СГС - МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СГС, система единиц, основанная на таких единицах, как сантиметр, гр и секунда. В этой система дина является единицей силы, эрг единицей энергии. В текущее время эта система заменена более совершенной СИСТЕМОЙ СИ … Научно-технический энциклопедический словарь.

симметричная система СГС - Gauso vienetų sistema statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. Gaussian system of units vok. Gaußsches Maßsystem, n rus. симметричная система СГС, f; система Гаусса, f pranc. système d’unités de Gauss, m; système d’unités

СГС - (сантиметр гр секунда)#160; система единиц измерения, которая обширно использовалась до принятия интернациональной системы единиц (СИ). Другое заглавие#160; абсолютная физическая система единиц. В рамках СГС есть три независящие#8230; … Википедия.

СГС система единиц - СГС (сантиметр гр секунда) система единиц измерения, которая обширно использовалась до принятия интернациональной системы единиц (СИ). В рамках СГС есть три независящие размерности (длина, масса и время), все другие сводятся к ним путём#8230; … Википедия.

СИСТЕМА - (греч., целое, состоящее из многих частей). Собрание принципов, правильно либо неверно связанных совместно так, что образуют нечто целое: известное учение, известную школу. Размещение частей целого, ход чего или в поочередном, связном порядке.#8230; … Словарь зарубежных слов российского языка.

система Гаусса - Gauso vienetų sistema statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. Gaussian system of units vok. Gaußsches Maßsystem, n rus. симметричная система СГС, f; система Гаусса, f pranc. système d’unités de Gauss, m; système d’unités symétrique, m … Fizikos terminų žodynas.

СГС СИСТЕМА ЕДИНИЦ - система единиц физ. величин с 3 осн. единицами: длины сантиметр, массы гр, времени секунда; принята 1 м Междунар. конгрессом электриков (Париж, 1881) в качестве системы единиц , обхватывающей механику и электродинамику. Для электродинамики#8230; … Физическая энциклопедия.

СГС система единиц - (SGS), система единиц физических величин с 3 основными единицами: длины сантиметр; массы гр; времени секунда. Применяется приемущественно в физике и астрономии. В электродинамике использовались две СГС системы единиц: электрическая#8230; … Энциклопедический словарь.

СГС система единиц - система единиц физических величин, в какой приняты три главные единицы: длины Сантиметр, массы Гр и времени Секунда. Система с основными единицами длины, массы и времени была предложена образованным в 1861 Комитетом по электронным … Большая русская энциклопедия.

СГС СИСТЕМА ЕДИНИЦ (SGS) - система единиц физических величин с основными единицами: см г (массы) с. Применяется приемущественно в трудах по физике и астрономии. В электродинамике использовались две системы единиц СГС: электрическая (СГСМ) и электростатическая (СГСЭ). В#8230; … Большой Энциклопедический словарь.

Тезисы

что такое СГС и СИС в российском языке? срочно нужен. Школьные познания. com это сервис в каком юзеры безвозмездно помогают друг дружке с. ПГС СГС СИС российский язык. Почему в неких случаях допустим предложение: Я желаю отрисовывать. (желаю отрисовывать - СГС). Предложение (лингвистика) - Википедия. ние (в языке) - это единица языка, которая представляет собой грамматически. Составное именное сказуемое в российском языке. Предложения с деепричастными оборотами в российском языке . Составное глагольное сказуемое: примеры. Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей: а) вспомогательная часть. Аббревиатура - Википедия. что в литературе по для единиц измерения СИ и СГС; В современном русском языке не. Виды сказуемых в русском языке. Виды сказуемых в русском языке каков предмет? что он такое? кто в состоянии. Русский язык | Е. Литневская Русский язык: краткий. Особый тип СГС представлен в предложениях, В русском языке представлены что (в любой. единица вязкости - это Что такое единица вязкости. Смотреть что такое "единица входящая в систему единиц СГС. в русском языке. Русская система мер - это Что такое Русская. Романова Г. Наименование мер длины в русском языке . (СГС) Метр Смотреть что такое.

Разделы: Русский язык

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ БЛОК

1. Выберите правильный способ действия.

Сестра будет работать в другом городе.

1 способ. Находим слово, выражающее предикативность - будет, содержание действия нам неясно. Находим слово, выражающее содержание действия - работать, это глагол в инфинитиве. Сказуемое в этом предложении состоит из инфинитива и вспомогательного глагола, что соответствует модели СГС. Значит, это СГС.

2 способ. Находим слово (слова), выражающие предикативность и содержание действия, в нашем предложении это разные слова - будет работать. Чтобы не ошибиться в определении типа сказуемого, изменяем предикативность: работает, работала, работала бы. Здесь и предикативность, и содержание действия выражаются одним словом - это ПГС, значит и будет работать - ПГС.

2. Укажите словосочетания, которые в предложении могут быть составным именным сказуемым.

1) Завтра приеду;

2) буду гостем;

3) начал думать;

4) был задумчивым;

5) у нас есть;

6) станет понятно;

7) явилась утром;

8) явилась результатом.

3. Кто и ребят правильно определил сказуемое и его тип?

4. Из данных пар укажите те, которые в предложении могут стать грамматической основой.

1) Я показал;

2) мне показалось;

3) помоги им;

4) пришли за нами;

5) они приехали;

6) ему не удалось;

7) тебе хочется.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

1. ! Выделите грамматические основы предложений.

1) Пруд окружал сад. - Пруд украшал сад.

2) Ветки деревьев покрыл пушистый иней. - Ветки деревьев покрылись пушистым инеем.

2. ! Выделите грамматические основы. Чем отличаются предложения правого столбика? Приведите свои примеры подобных предложений.

3. Найдите третье "лишнее". По какому признаку вы нашли лишнее слово?

1) Дама, багаж, сдавала.

2) Свет, излучает, оно.

3) Держит, письмо, он.

4. ! Выпишите грамматические основы предложений, распределяя их на три группы: 1)с ПГС, 2) с СГС, 3) с СИС.

1) У осла есть хвост ослиный.

2) От скуки девочка начала придумывать разные истории.

3) Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.

4) Щенок начал весело бегать за собственным хвостом.

5) Пусть всегда будет солнце!

6) Мама вернулась из поездки усталая.

5. Верно ли выделены грамматические основы и определен тип сказуемого? Обоснуйте свое мнение.

Что должен знать ученик, чтобы не допускать подобных ошибок?

Попробуйте предложить свой способ определения типов сказуемого.

6. ! Составьте свои предложения, в которых слово "быть" будет 1) ПГС, 2) связкой в СИС.

7. Верно ли утверждение, что в данных предложениях все сказуемые простые глагольные? Обоснуйте свое мнение.

1) Глаза его блестели тихим блеском.

2) Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

3) Какой-то древний царь впал в страшное сомненье.

8. Согласны ли вы с данным утверждением: сказуемое = глаголу? Поможет ли вам в обосновании своего мнения данное предложение?

Идти становилось все труднее и труднее.

9. Есть ли ошибки в данных рассуждениях? Если есть, то чем они вызваны? Предложите свой вариант рассуждения.

Будет холодно, будет дежурить.

10. Воспользовавшись данным "планом" действий, найдите ошибки в выделении грамматической основы.

11. Чем интересно в смысле выражения сказуемого предложение

Я стал на первый попавшийся пенек и стал переобуваться?

12. Найдите третье "лишнее". Обоснуйте свое мнение .

2). Умеет рисовать, был невысок, пускай расскажет.

3). Оказалась соседкой, казался островом, полетел собаке под хвост.

13. * Составьте предложения, в которых данные словосочетания выступали бы в роли подлежащего. Какая опасность подстерегает вас в этом задании?

Стая птиц, большинство ребят, мы с сестрой, шкаф с посудой, знание и опыт.

14. ! Согласуйте подлежащее и сказуемое.

1) Много молодежи пришл... на вечер танцев.

2) Мать с грудным ребенком сел... у окна.

3) Оставшийся десяток тетрадей был... спрятан... в шкаф.

4) Человек пятнадцать геологов был... направлен... в горы.

15. Почему в приведенных ниже предложениях по-разному согласованы подлежащее и сказуемое?

1) Стол со стульями были перенесены в другую комнату.

2) Шкаф с книгами был передвинут к окну.

16. L Найдите ошибки (если они есть) в согласовании подлежащего и сказуемого. Обоснуйте свое мнение.

1) До звонка на урок осталось считанные минуты.

2) Эти два часа прошли незаметно.

3) Никто, даже самые способные ученики, не могли ответить на этот вопрос.

4) Я с товарищем решили сами проверить нашу догадку.

17. ! Перестройте предложение, сделав обращение подлежащим, и наоборот .

1) Дежурные, проветрите класс.

2) Старшие сегодня присмотрят за младшими.

18. * Используя данные предложения, составьте задания: "Проверьте правильность определения типа сказуемого (выделения грамматической основы). Если найдете ошибки, исправьте их."

1) Низкая и узкая комната была без окон.

2) В сказке добро всегда побеждает зло.

3) Мы с дедушкой решили отправиться на рыбалку.

4) Иван Петрович был высокого роста.

5) Я не выучила урока и села в лужу.

6) Пятиклассники пришли к финишу первыми.

7) Учитель посоветовал нам воспользоваться моделью.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

1. ! Распределите данные сказуемые на три группы: ПГС, СГС, СИС. Что может затруднить выполнения данного задания?

Побеждаем, будем изучать, давайте споем, успели бы, бил баклуши, потеряла голову.

2. ! Выделите грамматическую основу и определите тип сказуемого.

1) К вечеру буря стала стихать.

2) Я вам советую взять зонт.

3) Волшебники могут исполнять любые желания.

4) Вечер обещал быть теплым.

5) Я предложил ему поехать ко мне обедать.

3. * Придумайте свое задание с "ловушкой" на определение типов сказуемых .

4. Учащиеся пятого класса предложили такой способ составления задания с "ловушкой":

1) Найди группу слов (предложений, словосочетаний), которые по внешним признакам можно отнести к одной модели, но работают они по разным моделям.

2) Придумай с ними задание, чтобы "поймать" товарища в расставленную "ловушку".

Можно ли, используя данный способ, придумать задание с "ловушкой"? Предложите свой способ.

5. Докажите, что задание определить тип сказуемого в предложении Сестра будет работать в другом городе является "ловушкой". * Придумайте свои "ловушки", подобные этой. Какие еще виды ПГС могут служить "ловушкой"? Почему?

В дидактическом материале использованы отдельные задания из книг:

  1. Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко, Г.Н. Владимирская "Речь, язык и секреты пунктуации"
  2. Т.Ю. Угроватова "Подсказки на каждый день"
  3. "На берегах Лингвинии" под ред. Л.Д. Чесноковой
  4. А.Т. Арсирий "Занимательные материалы по русскому языку"
  5. Учебник русского языка. 5 класс. Под ред. М.В. Панова

Грамматическая основа предложения в русском языке представлена двумя членами предложения - подлежащим и сказуемым. Последнее может принимать несколько форм, но самое распространенное из них - глагольное. Чаще всего оно простое и согласуется с подлежащим в лице, числе, а в прошедшем времени - и в роде. Но существует и такая категория сказуемого, как составное. Оно может быть составным глагольным (СГС) и составным именным (СИС). Сегодня мы будем говорить о первом случае.

Вконтакте

Конструкция составного глагольного сказуемого

Его состав прост: это вспомогательный или модальный глагол, согласованный с подлежащим, и основной глагол в инфинитиве. Иногда, вместо простой связки, может быть и составная, и об этом мы тоже скажем.

Связка в СГС может быть:

  • фазовая;
  • модальная.

Фазовое значение связки определяет момент действия, а модальное - отношение к действию. Самостоятельной лексической нагрузки они не несут. Для лучшего понимания можно привести таблицу с примерами предложений с составным глагольным сказуемым:

Значение Глагол Пример
Фазовое стать В 18 лет я стану работать.
начать Он начал читать.
приняться Она принялась писать письмо.
продолжить Они продолжили строить дом .
перестать Вы перестанете когда-нибудь кричать?
прекратить Я прекратил петь.
Модальное уметь Мышь умеет рыть норы .
мочь Больной может вставать .
хотеть Я хочу есть.
желать Царь трапезничать желает!
стараться Мы постараемся сдать дом вовремя .
намереваться Он намеревался довести дело до конца .
осмелиться Как ты осмелился перечить мне?
отказаться Задержанный отказывается давать показания .
думать Мы думаем пристроить к дому веранду.
предпочитать Я предпочитаю не связываться с чиновниками .
привыкнуть Обломов привык лежать на диване.
любить Мама любит перебирать безделушки в комоде.
ненавидеть Ненавижу дежурить ночью!
остерегаться Он остерегался лишний раз туда заглядывать.

Это неполный перечень возможных вариантов СГС. Оно может состоять и более, чем из двух слов. Так, к этой категории сказуемых также относятся конструкции, где роль связки выполняет сочетание глагола быть с краткими прилагательными и наречиями, характеризующими модальность.

Примеры таких предложений:

Отличия от составного именного сказуемого

Однозначно его можно отличить от составного именного (СИС). Определить его достаточно просто - оно после связки содержит не инфинитив, а прилагательное. Но в остальных сложных сказуемых бывают подвохи. Существуют внешне похожие случаи, когда на самом деле никакого СГС в предложении нет. Их можно подразделить на такие категории:

  • фразеологизмы;
  • целеполагание;
  • разная субъектность;
  • аналитическое будущее.

Вот несколько подобных случаев.

Сказуемое-словосочетание

  • И есть не ест, и нервы вымотал.
  • Жду не дождусь, когда же нормальная зима будет.
  • Он пошел было в магазин, да тот закрыт оказался.

Это частный случай простого сказуемого (ПГС).

Словосочетание с целеполаганием

Сюда относятся случаи, когда между глаголом в спряжении и инфинитивом можно задать вопрос «зачем?» или вставить союз «чтобы»:

Инфинитив в таких предложениях является дополнением, поскольку сказуемое имеет вполне полноценную лексическую нагрузку.

Глаголы, относящиеся к разным субъектам

В таких случаях действие, обозначенное инфинитивом, будет выполнять не то же лицо, к которому относится глагол в спряжении. При желании его можно даже убрать, и смысл предложения не потеряется:

  • Учитель попросил ученика выполнить задание на доске. — Учитель попросил, чтобы ученик выполнил на доске задание.
  • Директорпотребовал вызвать меня к себе. — Директор потребовал меня к себе.

Аналитическое будущее время

Случай странный, но тем не менее он действительно не относится к СГС. Глагол быть утратил всякое и модальное, и фазовое значение, оставшись лишь грамматическим показателем будущего времени.

  • Я буду любить тебя.
  • Наши потомки будут нас вспоминать .

Краткая справка

Сложное будущее время в русском языке было не всегда, как и в других родственных языках. Чаще всего в древнерусском языке для выражения неопределенного будущего использовалось условное наклонение, а потом стали набирать обороты выражения с модальными глаголами хотеть, быть, иметь , причем каждый из них долгое время не утрачивал свою модальность. В итоге выиграл гонку глагол быть , и произошло это ближе к XVIII веку.

Составное сказуемое - это сказуемое, состоящее более чем из одного слова. В составном глагольном сказуемом одна часть такого сказуемого выражает смысловое значение сказуемого , а вторая выражает наклонение и время сказуемого:

Она начала петь - Она запела .

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

1) Основная часть составного глагольного сказуемого , которая выражает лексическое значение сказуемого и выражается инфинитивом;

2) , которая выражает время и наклонение глагола и выражается глаголом в спрягаемой форме.

Я могу летать . Я хочу пить . Я начну бегать по утрам.

Многие словосочетания инфинитива со спрягаемыми глаголами по ошибке можно принять за составное глагольное сказуемое . Но существует два условия, с помощью которых можно убедиться, что перед нами именно составное глагольное сказуемое:

1) Действие, которое обозначает основная часть сказуемого (инфинитив), должно относиться к подлежащему . Если инфинитив относится к другому члену предложения, то перед нами не составное глагольное сказуемое, а простое сказуемое и объектный инфинитив. Сравните:

Я хочу пить . Я попросил сестру принести мне пить .

В первом случае перед нами составное глагольное сказуемое, во втором - простое глагольное сказуемое с дополнением «пить» , выраженным инфинитивом.

2) Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого не может в предложении существовать сама по себе, так как предложение не будет иметь законченного лексического значения. Сравните:

Я могу слышать. (Составное глагольное сказуемое. Предложение «Я могу» не является таковым, так как не имеет смысловой завершенности без инфинитива «слышать» ).

Он подошёл посмотреть. Он подошёл. (Инфинитив в этом предложении не является не частью составного глагольного сказуемого, а дополнением).

Значение вспомогательного глагола составного глагольного сказуемого.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может иметь следующие значения:

  1. Модальности. В этом случае используются глаголы модальности: мочь, уметь, хотеть, любить, ненавидеть, желать, пытаться и многие другие.
  2. Значение фазы или времени действия. Выражается с помощью глаголов: продолжать, начать, закончить, перестать, бросить и т.д.

Схема разбора составного глагольного сказуемого.

1) Тип сказуемого.

2) Форма глагола и значение вспомогательной части и чем выражена основная часть сказуемого.

Пример разбора.

Дождь начал тарабанить ещё сильнее.

Начал тарабанить - составное глагольное сказуемое. Основная часть (тарабанить) выражена инфинитивом. Вспомогательная часть имеет фазовое значение и выражена глаголом в форме прошедшего времени изъявительного наклонения.